Силуэт
Общее расположение
ПЛ в России
|
В 1907 г. была утверждена "малая
кораблестроительная программа",
предусматривавшая и строительство трех
подводных лодок для Черноморского флота. Морской
генеральный штаб разработал требования к
основным тактико-техническим элементам и 3 июня
1909 года г. разослал их заинтересованным
отечественным заводам. На конкурсе было
рассмотрено 16 проектов. Комиссия, составленная
из офицеров подводного плавания, отдала
предпочтение проектам, представленным Невским и
Балтийским заводами. Невский завод предлагал
строить лодки по проекту "Голланд-31А",
Балтийский завод представил проект полковника И.Г. Бубнова. 13 декабря 1909 г. на
совещании у Морского министра было принято
решение заказать каждому заводу по три лодки, т.к.
новая "программа усиления Черноморского
флота", предусматривала строительство уже
шести лодок. 4 июня 1911 г. Невский завод
представил техническую документацию по проекту
и уже 9 июля 1911 г. получил заказ на постройку трех
лодок. В ноябре 1911 г. на Невском заводе закончили
прокатку металла, а в декабре на стапелях
выставили первые корпусные конструкции общей
массой 167 т. В качестве главных двигателей
надводного хода предполагалось установить два
дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью
по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны
заводу "Сименс и Гальске",
электрооборудование поставляло Русское
общество "Всеобщая компания электричества"
и "Шуккерт и Ко", аккумуляторные батареи
поставляла фирма "Мэто", компрессоры,
воздухохранители и помпы изготавливались в США,
перископы - в Италии. Строительство велось на
Невском заводе в С.-Петербурге, а сборка
осуществлялась в г. Николаеве отделением
Невского завода. Лодки получили названия
"Нарвал", "Кит" и "Кашалот".
Изготовление дизелей с самого начала вызвало
трудности. Фирма MAN изготовила первую пару
двигателей только в мае 1914 г., двигатели эти в
Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября
1914 г. ГУКиС заключил контракт с американской
фирмой "New-London" на поставку 12 дизелей
мощностью по 160 л.с. из расчета по 4 на каждую
лодку, которые в январе 1915 г. были доставлены на
пароходе Добровольного флота "Тамбов" во
Владивосток и затем перевезены в Николаев. На
каждой линии вала было установлено
последовательно два дизеля. Кормовые дизели
работали непосредственно на гребной вал, носовые
дизели соединялись с кормовыми с помощью
передаточного вала и двух пар шестерен и могли
отключаться. Прочный корпус был разделен
водонепроницаемыми переборками на семь отсеков,
что существенно повышало живучесть. Снаружи
прочный корпус закрывался легким корпусом, т.е.
лодки этого типа были двухкорпусными. В
междубортном пространстве размещались цистерны
главного балласта, заполнявшиеся водой из-за
борта самотеком, что обеспечивало быстроту
погружения подводной лодки. Переход из
позиционного положения в подводное занимал
всего 40-50 с. Было предусмотрено автоматическое
продувание цистерн главного балласта при
превышении глубины погружения более 50 м. Лодки
типа "Нарвал" хорошо управлялись в
вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного
корпуса прикрывала легкая надстройка,
улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса
лодки обеспечивала хорошие ходовые качества.
Лодки имели коробчатый киль, который в кормовой
части соединялся с помпами и со всеми
балластными цистернами. Но уже во время
испытаний выяснилось, что откачивание главного
балласта через общий киль неудачно, лучше иметь
специальный трубопровод. Прочная рубка имела два
люка, что предотвращало попадание воды в прочный
корпус при поступлении воды в рубку. Управление
лодкой было сосредоточено в центральном посту.
Лодки были снабжены одним надводным и двумя
подводными якорями. Предполагалось, что снаружи
будут установлены по два двухтрубных поворотных
торпедных аппарата, но из-за опасения, что с
возникновением войны они не будут готовы в срок,
было принято решение об их замене на аппараты
Джевецкого. Самым ненадежным элементом лодок
типа "Нарвал" были нештатные двигатели
фирмы "New-London", которые оказались слишком
"малосильными и легкими, со слабым коленчатым
валом", что приводило к частым поломкам. Во
избежание поломок двигателей или их резкого
сокращения было принято решение о запрещении на
подводных лодках "Кит" и "Кашалот"
пользоваться одновременно носовыми и кормовыми
двигателями. На подлодке "Нарвал", где
механическая передача была заменена на
электрическую, на практике также пользовались
при больших переходах только одной парой
двигателей. Это привело к снижению скорости хода
до 6,5 узлов, хотя при этом дальность плавания на
подлодках "Нарвал" и "Кит" возросла до
3500 миль, а на подводной лодке "Кашалот", где
был предусмотрен запас смазочного масла, до 4800
миль. В целом постройка подводных лодок типа
"Нарвал" стала важной вехой в развитии
подводного кораблестроения в России. |