Силуэт
Общее расположение
ПЛ в России
|
Как показали испытания и
последующая эксплуатация подводных лодок,
поступивших на вооружение российского флота в
период 1904-1905 гг., в том числе и типа "Осетр",
они имели весьма ограниченный район действия и
обладали недостаточными мореходными качествами.
Будучи вполне пригодными для выполнения
прибрежных операций, они были совершенно
неприменимыми для действий в открытом море или у
отдаленных берегов противника. Опыт
русско-японской войны показал необходимость
таких лодок. Поэтому Морской технический комитет
4 января 1905 г. рекомендовал Морскому министерству
создание или приобретение "лодок-крейсеров"
увеличенного размера, с большей дальностью
плавания и скоростью хода, достаточной для того,
чтобы взаимодействовать с надводными кораблями.
Еще в начале сентября 1904 г. Лэк предложил
Российскому правительству построить в России
десять подводных лодок водоизмещением 400 м с
надводной скоростью хода 16 узлов, дальностью
плавания в 4000 миль, вооруженных 4 трубчатыми
торпедными аппаратами и двумя 47-мм пушками, со
скоростью погружения в подводное положение
около 5 минут. Приемно-сдаточные испытания
предполагалось совместить с переходом до
Порт-Саида по пути во Владивосток. 1 апреля 1905 г.
был заключен контракт на постройку четырех таких
подводных лодок со сроком сдачи головной лодки к
1 июня 1906 г. и остальных - в течение следующих трех
месяцев, т.е. к 1 сентября 1906 г. Строительство
корпусов было решено проводить в России, а
механизмы и оборудование доставлять из США и
других стран. Для разработки рабочих чертежей
Лэк открыл после заключения контракта
конструкторское бюро в Берлине. 3 июня 1905 г. С. Лэк
заключил контракт с фирмой "В. Крейтон и Ко"
на строительство корпусов подводных лодок,
которые фирма производила на стапеле Охтинской
верфи в Петербурге. Монтаж оборудования и
достройка осуществлялись силами фирмы С. Лэка. В
мае 1907 г. строившимся лодкам были присвоены
наименования - "Кайман" (головная),
"Аллигатор", "Дракон" и "Крокодил".
Условия контракта С. Лэк не выдержал. Рабочая
документация непрерывно переделывалась, в
результате чего поставка рабочих чертежей
растянулась почти на два года. В ходе
строительства по предложениям как самого С. Лэка,
так и командиров лодок, вносились существенные
изменения в первоначальный проект. Из-за
несложившихся отношений администрации завода с
представителями фирмы С.Лэка большая часть
американских специалистов уже к декабрю 1906 г.
вернулась в США, строительству мешали частые
забастовки рабочих завода. На воду лодки были
спущены только в 1908 г., но компания С. Лэка не
гарантировала готовность лодок даже к концу 1909 г.
Предварительные испытания первой лодки были
начаты только в середине 1909 г. В процессе этих
испытаний выявилась необходимость облегчения
кормовой оконечности, что предопределило снятие
якоря и колес. 1 августа 1909 г. на подводной лодке
"Дракон" из-за небрежности команды при
приемке бензина произошел взрыв паров бензина,
повредивший часть механизмов. Низкое качество
рабочих чертежей и отсутствие достаточного
количества специалистов привели к тому, что
работы велись крайне медленно. Поэтому 9 октября
1909 г. компанию С. Лэка отстранили от достройки и
испытаний лодок и возложили эти обязанности на
командиров лодок и личный состав. В этот же
период был рассмотрен вопрос о перебазировании
лодок на Дальний Восток. Был подобран пароход и
составлен эскизный проект его переоборудования
для транспортировки лодок. Однако, из-за
дороговизны такой операции было решено лодки
оставить на Балтике.

Дивизион подводных лодок типа "Кайман" в
походе
Приемо-сдаточные испытания проводились в
середине 1910 г. Во время испытаний выявилась
большая перегрузка лодок - подлодки "Кайман"
на 10,2 т, подлодки "Крокодил" на 12,8 т, подлодки
"Аллигатор" на 13,3 т. 29 октября 1910 г. три лодки
перешли из Кронштадта в Ревель, где в зимний
период 1910- 1911 гг. была осуществлена переделка
лодок. Для облегчения лодок пришлось срубить
наружный киль, уменьшить вес сбрасываемого
балласта, демонтировать колеса с приводами,
переделывать 8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые
путем снятия передних четырех цилиндров. Вместо
пушек в корме установили два торпедных аппарата
Джевецкого.
Была изменена и кормовая надстройка - за рубкой
установили стальную надстройку, в которой
разместили спасательный буй, моторную шлюпку,
устройство для погрузки торпед, глушитель и
другое оборудование. Топливные цистерны из
деревянной надстройки перенесли в стальную, что
привело к снижению запаса бензина. Для
увеличения плавучести в корме были установлены
три пустотелых цилиндра.
В результате этих переделок лодки смогли
погружаться с полным запасом торпед и топлива, но
при этом снизились скорость хода и дальность
плавания. Лодки могли находиться под водой в
течение суток. Испытания показали хорошую
управляемость как по курсу, так и по глубине.
Переход из позиционного положения в подводное
занимал всего 4 минуты. Контроль за переделкой
лодок осуществлялся техническими службами
Отдела подводного плавания, а перерасчеты
плавучести и остойчивости осуществлялись
Балтийским заводом, которому была передана
подводная лодка "Дракон". В строй лодки
вступили лишь во второй половине 1911 г. В этом же
году заводу "Людвиг Нобель" были заказаны
дизели для замены бензомоторов. Детали к дизелям
изготавливались в Германии. В связи с начавшейся
первой мировой войной получить детали дизелей
так и не удалось. В начале войны на всех подводных
лодках были установлены артиллерийские орудия и
пулеметы.
В конструктивном отношении подводные лодки
типа "Кайман" являлись дальнейшим развитием
лодок типа "Осетр". В проект
"лодок-крейсеров" были заложены в основном
все особенности предыдущих лодок С. Лэка -
однокорпусная конструкция, плоская деревянная
надстройка, большая боевая рубка, система
внутренних и наружных балластных цистерн,
"гидропланы", специальные устройства для
выхода водолазов, колеса для передвижения по
грунту, подводные якоря.
Для ускорения погружения лодок в подводное
положение балластные цистерны, расположенные в
надстройке, заполнялись помпами, а для
заполнения балластных цистерн, расположенных в
прочном корпусе, был применен кингстон большого
размера. Была введена уравнительная цистерна для
обеспечения нейтральной плавучести в подводном
положении.
Часть недостатков, присущих лодкам С. Лэка,
осталась. Так, деревянная палуба надстройки то
высыхала при спокойной солнечной погоде, то
набухала при свежей погоде и в обоих случаях вода
попадала в палубные балластные цистерны. Большим
недостатком следует считать и применение
бензомоторов, опасных при эксплуатации. Однако,
несмотря ни на что, лодки типа "Кайман"
успешно участвовали в боевых операциях в 1915-1916
г.г. на Балтийском море. |