Силуэт
Общее расположение
ПЛ в России
|
24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был
подписан контракт на постройку 3-х подводных
лодок типа "Е". Эти подводные лодки
строились под заводскими номерами 109, 110, 111.
Учитывая новизну конструкции в контракте не
предусматривались санкции за невыполнение
условий договора. Испытания первой подводной
лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй
и третьей - в феврале и марте того же года. Затем
подводные лодки должны были быть разобраны,
перевезены по железной дороге в Россию и там
вновь собраны.
Подводные лодки "Карп", "Карась",
"Камбала" на переходе в Либаву
В августе 1905 г. Россия отказалась от
железнодорожной доставки подводных лодок и
предложила перегнать их в Либаву морем.
Изготовление лодок задержалось, испытания
начались только в августе 1905 г. и завершились
летом 1907 г. в Киле. Во время постройки возникло
много недоразумений между заводом и
представителями ВМФ России, особенно упрекавших
фирму Круппа в нежелании внести те изменения,
которые уже осуществлялись на подводной лодке
"U-1" Фирма Ф. Круппа, ссылаясь на условия
контракта, отказывалась принимать требования
русских моряков и несмотря на ряд замечаний,
приемная комиссия под руководством М.Н.
Беклемишева была вынуждена принять подводные
лодки в казну.
Молебен по случаю подъема флага на подлодках
"Карп", "Карась" и "Камбала"
Подводные лодки типа "Карп" относились к
полуторакорпусному типу. Прочный корпус был
разделен поперечными переборками на 7 отсеков,
которые были соединены между собой болтами.
Второй и шестой отсеки были оборудованы входными
люками. Над четвертым отсеком размещалась
прочная рубка, также имевшая входной люк. По
отношению к прочному корпусу рубка не была
герметизирована, не проверялись на
герметичность и отсеки прочного корпуса. В
нижней части прочного корпуса размещалось
четыре откидных киля, конструкция отдачи которых
оказалась очень несовершенной.
В верхней части корпуса во всю длину лодки
размещалась надстройка, носовая оконечность
которой имела характерную приподнятую форму, в
кормовой части надстройки размещалось
ограждение газовыхлопной трубы, напоминающее
небольшую рубку; для вентиляции внутриотсечного
воздуха и обеспечения работы керосиномоторов в
носовой и кормовой частях были предусмотрены
заваливающиеся вентиляционные трубы. В
надстройке размещались запасы топлива и масла и
баллоны воздуха высокого давления.
Система погружения-всплытия состояла из шести
балластных цистерн внутри прочного корпуса и
семи в легком, 3 из которых в носовой части, 2 - в
кормовой и 2 - в межбортном пространстве.
Внутренние цистерны располагались в нижней
части прочного корпуса в районе аккумуляторных
отсеков и были легкими, что исключало их
продувание воздухом высокого давления и они
осушались помпами.
Позднее, уже на Черном море, в 1909 г. за счет
снятия 12 аккумуляторов одну из внутренних
цистерн переделали под цистерну высокого
давления, что существенно повысило безопасность
лодок. Эта переделка была выполнена на подлодках
"Карп" и "Карась". Наружные цистерны
заполнялись самотеком, а продувались воздухом.
Однако, время заполнения цистерн было большим и
уже в России систему заполнения пришлось
переделывать, менять арматуру. Для дифферентовки
была предусмотрена всего одна носовая
дифферентовочная цистерна, что приводило к ряду
неудобств при эксплуатации. Для увеличения
плавучести свободное пространство между легким
и прочным корпусами заполнялось пробкой, которая
в процессе эксплуатации набухала, ее удельный
вес становился существенно больше расчетного
значения, в результате чего лодка приобретала
отрицательную плавучесть.
Несовершенна была и электромеханическая
установка - аккумуляторная батарея не была
оборудована системой вентиляции, в качестве
главных двигателей надводного хода были
применены керосиномоторы. Характерной
особенностью, от которой фирма отказалась при
строительстве немецких лодок, было наклонное
размещение торпедного аппарата. |