Подводные лодки типа "АГ" (Американский Голланд)

Силуэт

Общее расположение

ПЛ в России

С началом первой мировой войны появилась срочная необходимость пополнения состава русских подводных сил. С этой целью были предприняты меры по размещению дополнительных заказов на отечественных предприятиях, а также рассмотрен вопрос о приобретении за границей готовых подводных лодок. Наиболее реальным вариантом было приобретение подводных лодок фирмы Голланда (США), строившихся в тот период для Англии. 22 июня 1915 г. дирекция Ревельского завода Судостроительного акционерного общества "Ноблесснер" проинформировала Морское министерство о предложении фирмы "Electric Boat Company" поставить для русского флота три или пять подводных лодок "системы Голланда". Американская сторона обязалась построить лодки на своей верфи в Ванкувере и доставить в разобранном виде во Владивосток.

Подводная лодка типа АГ.
Подводная лодка типа "АГ" на стапеле Балтийского завода

Окончательная сборка предполагалась на заводе "Ноблесснер". МГШ признал целесообразным приобретение лодок этого типа. Однако, учитывая, что завод "Ноблесснер" в указанный период строил подводные лодки типа "Барс" и не справлялся с установленными сроками, по результатам проведенного конкурса сборка американских лодок была поручена Балтийскому заводу. Контракт на поставку первых пяти лодок был заключен 18.08.1915 г. Это были лодки системы Голланда типа "602-F". Сдача первых трех лодок планировалась в апреле, двух остальных - в мае 1916 г. Во Владивосток лодки были перевезены на трех пароходах "Монмигль", "Коан мару" и "Гишен мару". Груз первого парохода был неожиданно снят в японском порту Кобэ и его пришлось доставлять пароходом Добровольного флота "Тула". Из Владивостока секции лодок были перевезены по железной дороге в Петроград на Балтийский завод. Сборка лодок началась 2 апреля 1916 г. Работами руководили инженеры фирмы "Electric boat company" во главе с Э. Виллером.

В ходе работ выяснилось, что предварительно оговоренные в контракте монтаж и пригонка частей корпуса и оборудования в США не производились. Пришлось по месту выполнять пригонку заготовленных секций, т.е. выполнять не только сборку, но и вести обычные судостроительные работы. На воду лодки были спущены с помощью крана в августе 1916 г. Испытания проводились в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле под руководством американских инструкторов и завершились успешно. Вместе с тем, комиссией были отмечены и недостатки проекта - подвсплытие лодки после торпедной стрельбы, ненадежная работа американских лагов, неудовлетворительная обитаемость. В строй лодки вступили в сентябре-ноябре 1916 г. Отмеченные при сдаче недостатки устранялись в зимний период на Ревельском заводе "Ноблесснер". Все пять лодок базировались на специально оборудованный транспорт "Оланд". 8 июня 1916 г. все лодки были включены в списки судов флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-11", "АГ-12", "АГ-13", "АГ-14", "АГ-15". Судьба этих лодок оказалась трагической. Одна лодка не вернулась из боевого похода, четыре лодки во избежание захвата их германскими войсками пришлось взорвать вместе с плавбазой "Оланд" в Ганге (полуостров Ханко) из-за невозможности вывода в условиях тяжелой ледовой обстановки.

Учитывая достаточно быструю перевозку и сборку лодок типа "АГ", Морское министерство заключило еще три контракта (19.09.1916 г., 25.10.1916 г., 08.02.1917 г.) на поставку 12 подводных лодок: 6 - для Черноморского флота, 3 - для Балтийского флота и 3 - для флотилии Северного флота. Новые лодки имели незначительные конструктивные отличия от лодок "602-F" и относились к типам "602-GF" и "602-L" (Черноморские лодки) и "602-R".

Черноморские лодки по три в каждой партии перевозились во Владивосток пароходами "Ункай мару", "Гарольд Доллар", "Хазель Доллар", "Стрида" и "Арабиен". Сборка черноморских лодок выполнялась Николаевским отделением Балтийского завода. Сборка первой лодки началась 28 марта, второй - 30 марта, третьей - 29 апреля 1917 г. Работами руководили представители фирмы "Electric Boat Company" - Джонстон, инженер-механик Р.Б. Гилмор, инженер-электрик Т.А. Грейвс. 21 августа 1917 г. первые три лодки зачислили в списки Черноморского флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-21", "АГ-22" и "АГ-23". Второй партии из трех лодок, доставленных в Николаев, позднее были присвоены обозначения "АГ-24", "АГ-25" и "АГ-26". "АГ-21" вступила в строй в 1918 г., "АГ-22" - в 1919 г., "АГ-23" - 21 октября 1920 г.

Я.С. Солдатов
Я.С. Солдатов

Подводные лодки "АГ-24", "АГ-25" и "АГ-26" достраивались после гражданской войны в условиях разрухи, нехватки комплектующих деталей и оборудования. Сборка лодок "АГ-24" и "АГ-25" начата 22 ноября 1919 г., а "АГ-26" - 26 октября 1920 г. Работами по сборке этих лодок руководил известный инженер-механик Я.С. Солдатов, принимали участие ряд военных специалистов, среди которых был и будущий главный конструктор подводных лодок XII серии типа "М" П.И. Сердюк. Эти лодки Черноморского флота принимали участие в Великой Отечественной войне, совершили по 15- 20 боевых походов и добились значительных успехов. За время службы в составе советского ВМФ лодки типа "АГ" неоднократно переименовывались.

Сборка трех лодок для Балтийского флота ("АГ-16", "АГ-17" и "АГ-18") и трех лодок для Севера планировалась на Балтийском заводе в Петрограде. Доставка лодок на Север предполагалась баржами по внутренним водным путям. Корпуса этих последних шести лодок были изготовлены в США уже к сентябрю 1917 г. Однако, из-за сложной политической и экономической обстановки в России Верховная морская коллегия 29 ноября 1917 г. аннулировала контракт. Лодки эти в США были достроены и вошли в состав ВМС США под наименованиями Н-4 - Н-9.

Конструкция подводных лодок типа "АГ" была удачной. Лодки были однокорпусными. Корпус имел круговое сечение почти по всей длине, эллиптическая форма кормовой оконечности придавала ему каплевидную форму. В верхней части корпуса была установлена надстройка с палубным настилом, переходящая у ахтерштевня в гребень. В настройке размещались заваливающиеся носовые горизонтальные рули, шпили подводного и надводного якорей, газоотводы двигателей, сигнальный буй с телефоном и т.д. Боевая рубка, расположенная над центральным отсеком, имела верхнюю и нижнюю крышки, что позволяло использовать ее в качестве шлюзовой камеры для выхода подводников из лодки в аварийных ситуациях. Лодки были оборудованы двумя перископами, один для наблюдения из центрального отсека, второй - для наблюдения из рубки. На ходовом мостике между тумбами перископов была установлена труба подачи воздуха к дизелям в бурную погоду или при движении в позиционном положении. Управление заглушками трубы осуществлялось из рубки. В нижней части корпуса имелся коробчатый киль, выполнявший роль главной осушительной магистрали. Прочный корпус был разбит водонепроницаемыми переборками на 4 отсека. В трех отсеках, кроме центрального, имелись выходные люки и удлиненные комингсы для обеспечения аварийного выхода подводников. Система погружения состояла из восьми заполнявшихся самотеком балластных цистерн, оборудованных кингстонами и клапанами вентиляции. Главные балластные цистерны располагались в оконечностях и в средней части внутри прочного корпуса. Это, хотя и потребовало увеличения диаметра прочного корпуса, но зато ускорило процесс погружения и улучшило внутреннее размещение. Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту, была предусмотрена и возможность управления из рубки. Кормовые горизонтальные рули располагались за винтами, что увеличило их эффективность.

В целом подводные лодки типа "АГ" хорошо зарекомендовали себя благодаря надежности действия механизмов, хорошей мореходности, большей живучести и наличию спасательных средств для выхода подводников в аварийных ситуациях. Отдельные лодки находились в строю около 30 лет, вели активные боевые действия в период Великой Отечественной войны. Они по праву относились к наиболее совершенным в своем классе в период первой мировой войны.