"Тур"

ПЛ в России

Тип "Барс"

Построена заводом "Ноблесснер". Заложена 2 июля 1914 года, спущена на воду 20 мая 1917 года, вступила в строй 8 августа 1917 года.

Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 3 боевых похода. 4 апреля 1918 года, не имея достаточного количества команды для самостоятельного перехода, начала в тяжелых ледовых условиях переход из Гельсингфорса в Кронштадт на буксире у броненосца "Республика". В первый же день, с наступлением темноты, ПЛ повредила носовую оконечность при ударе форштевнем о корму броненосца. Лодка получила большой дифферент на нос, не слушалась руля, буксирные тросы рвались; после полного израсходования тросов на кормовые кнехты броненосца был заведен якорный канат. Дальнейшая буксировка лодки мешала броненосцу двигаться вперед, т.к. он не имел возможности давать задний ход для разбега и форсирования ледяных полей с ходу. Флагман приказал команде "Тура" покинуть лодку и перейти на броненосец. Судовые комитеты броненосца и лодки потребовали выделить для буксировки "Тура" ледокольный буксир "Силач", и в дальнейшем лодка шла у него на буксире, помогая работой главных электродвигателей. 11 апреля ПЛ "Тур" пришла в Кронштадт с помятыми во льдах носовыми балластными цистернами и надстройкой.

Принимала участие в гражданской войне. С 15 августа по 13 сентября 1918 года находилась в Ладожском озере, затем была включена в Действующий отряд Балтийского флота. Совершила 27-28 ноября 1918 года первую боевую операцию Советского подводного флота - произвела разведывательную операцию на Ревельском рейде. В 1924 году прошла капитальный ремонт. В 1930 году принимала участие в визите советских кораблей в Данию.

8 марта 1936 года выведена из боевого состава и переоборудована в плавучую зарядную станцию (ПЗС). 29 декабря 1940 года сдана в порт на хранение, исключена из боевого состава и после окончания Великой Отечественной войны разобрана на металлолом.

Тактико-технические элементы
Длина, м 67,97
Ширина, м 4,47
Осадка, м 3,97
Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450
Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30
Глубина погружения, м 50
Вооружение
37 мм артиллерийское орудие 1
57 мм артиллерийское орудие 1
Пулемет 1
Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8

На ПЛ "Тур" были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурских канонерских лодок.