Построена заводом
"Ноблесснер". Заложена 2 июля 1914 года,
спущена на воду 20 мая 1917 года, вступила в строй 8
августа 1917 года.
Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 3
боевых похода. 4 апреля 1918 года, не имея
достаточного количества команды для
самостоятельного перехода, начала в тяжелых
ледовых условиях переход из Гельсингфорса в
Кронштадт на буксире у броненосца
"Республика". В первый же день, с
наступлением темноты, ПЛ повредила носовую
оконечность при ударе форштевнем о корму
броненосца. Лодка получила большой дифферент на
нос, не слушалась руля, буксирные тросы рвались;
после полного израсходования тросов на кормовые
кнехты броненосца был заведен якорный канат.
Дальнейшая буксировка лодки мешала броненосцу
двигаться вперед, т.к. он не имел возможности
давать задний ход для разбега и форсирования
ледяных полей с ходу. Флагман приказал команде
"Тура" покинуть лодку и перейти на
броненосец. Судовые комитеты броненосца и лодки
потребовали выделить для буксировки "Тура"
ледокольный буксир "Силач", и в дальнейшем
лодка шла у него на буксире, помогая работой
главных электродвигателей. 11 апреля ПЛ "Тур"
пришла в Кронштадт с помятыми во льдах носовыми
балластными цистернами и надстройкой.
Принимала участие в гражданской войне. С 15
августа по 13 сентября 1918 года находилась в
Ладожском озере, затем была включена в
Действующий отряд Балтийского флота. Совершила
27-28 ноября 1918 года первую боевую операцию
Советского подводного флота - произвела
разведывательную операцию на Ревельском рейде. В
1924 году прошла капитальный ремонт. В 1930 году
принимала участие в визите советских кораблей в
Данию.
8 марта 1936 года выведена из боевого состава и
переоборудована в плавучую зарядную станцию
(ПЗС). 29 декабря 1940 года сдана в порт на хранение,
исключена из боевого состава и после окончания
Великой Отечественной войны разобрана на
металлолом. |