Силуэт
Общее расположение
ПЛ в России
|
В 1910 г. был одобрен проект
реконструкции Кронштадтской крепости. Для
обороны проходов в минных заграждениях было
решено применить "малые крепостные
немореходные лодки". Опыт использования малых
подводных лодок для обороны крепостей у России
уже имелся. По заказу Военно-инженерного
ведомства строились подводные лодки Герна,
Джевецкого. Проектом было
предусмотрено строительство шести малых
подводных лодок. Главное инженерное управление в
1910 г. разработало основные требования к таким
подводным лодкам, предусмотрев одновременно и
создание плавбазы для них. Морское министерство
отказалось финансировать постройку этих лодок,
считая, что в связи с ограниченным радиусом
действия, особенно в подводном положении, малой
скоростью хода и плохой мореходностью, их боевая
деятельность "сводится к минимуму - почти к
нулю". Переговоры о строительстве лодок велись
с Балтийским и Невским заводами, которые во
второй половине 1910 г. представили эскизные
проекты лодок. Морским техническим комитетом
лучшим был признан проект "Голланд-27В",
представленный Невским заводом. 2 апреля 1911 г.
Военное министерство выделило средства на заказ
трех лодок, плавбазы и 10 торпед. Лодки должны были
быть готовы к 1 сентября 1912 г. Комплектующее
оборудование изготавливалось и поставлялось
отечественными и зарубежными фирмами. Двигатели
надводного хода разрабатывались заводом
"Людвиг Нобель" (ныне завод "Русский
дизель"), электродвигатели - Русским обществом
"Шуккерт и Ко", торпедные аппараты -
Обществом Путиловских заводов, осветительная
аппаратура - Всеобщей компанией электричества в
Петербурге. Большую часть комплектующего
оборудования поставляла фирма Голланда из США.
Разработка окончательного проекта и подготовка
к строительству затянулась более чем на год.
Подготовительные работы начались 29 марта 1911 г., а
закладка лодок на стапелях - лишь в апреле-мае 1912
г. Судостроительные работы на стапелях после
забастовок возобновились в ноябре 1912 г. К
середине 1914 г. лодки еще находились на стапелях. В
этот период МГШ, испытывая недостаток в
подводных лодках, решил войти в соглашение с
Военным министерством о передаче этих трех
подводных лодок в Морское министерство и выделил
средства на ускорение их постройки. 15 августа 1914
г. лодки зачислили в список флота с присвоением
вместо наименований номеров "? 1", "? 2" и
"? 3". В августе-октябре 1914 г. лодки были
спущены на воду. Испытания проводились на
Ладожском озере сдаточной командой, состоявшей
из 5 американских и 5 русских специалистов.
Подводные лодки ? 1, 2, 3 на железнодорожных
транспортерах
В октябре 1914 г. лодки вступили в строй.
Командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен предлагал
перебазирование лодок на флот осуществить своим
ходом, полагая что если лодки окажутся
немореходными, то они и флоту будут не нужны.
Однако МГШ настоял на перевозке лодок
железнодорожным транспортом. В начале ноября
лодки были перевезены в Ревель. Командующий
флотом, осмотрев лодки, пришел к заключению, что
они маломореходны, поэтому временной базой для
лодок дивизиона особого назначения был
определен Балтийский порт (Палдиски), куда они и
были отправлены в конце ноября 1914 г.
Малые лодки типа "? 1" были однокорпусными.
Корпус имел веретенообразную форму с утолщенной
носовой частью и узкими обводами кормовой части.
Прочный корпус водонепроницаемой переборкой
делился на два отсека. Балластные цистерны
располагались вне прочного корпуса в
оконечностях лодки, дифферентные и
уравнительные внутри прочного корпуса. Над
верхней частью прочного корпуса была
установлена плоская надстройка, образовывавшая
в надводном положении палубу и служившая для
улучшения мореходности поводной лодки. Литая
бронзовая рубка приклепывалась к прочному
корпусу над центральным постом, где было
сосредоточено управление подлодкой. С двух
сторон от рубки устанавливались
полутораметровые трубы воздухозаборников для
вентиляции отсеков в надводном положении. При
погружении трубы демонтировались, а отверстия
закрывались специальными крышками. Носовые
горизонтальные рули в надводном положении
заваливались.
На корпусе имелись боковые кили для уменьшения
качки и специальный сбрасываемый киль массой 810
кг, отдававшийся в аварийных ситуациях. Для
обеспечения хода в подводном положении были
применены никель-щелочные аккумуляторы Эдисона.
К основным недостаткам следует отнести тот факт,
что при стрельбе торпедами лодку сильно
подбрасывало вверх. При эксплуатации подводной
лодки типа "? 1" выявилась ненадежная работа
основных механизмов - дизелей, главных помп,
аккумуляторных батарей.
Проектирование плавбазы для подводных лодок
типа "? 1" велось в течение 1911-1912 гг., но было
прекращено из-за недостаточного финансирования. |