
ПЛ в России
|
Еще И.Ф. Александровский,
убедившись в малой мощности пневматического
двигателя своей подводной лодки и малой,
вследствие этого, подводной скорости, решил
выступить с идеей полуподводной лодки - т.е.
малозаметного надводного судна, большая часть
которого находится под водой. Превращение
подводной лодки в надводный малозаметный
корабль позволяло установить любой обычный
двигатель - паровой котел с турбинами или
паровыми машинами, позволявший развивать
достаточно высокую надводную скорость и в то же
время отказаться от решения задачи обеспечения
устойчивого движения подводной лодки в
подводном положении. К числу подобных широко
известных предложений относятся:
- водобронный миноносец С.К. Джевецкого (далее
сооружения опытных отсеков дело не пошло);

"Кета"
- полуподводная лодка лейтенанта С.А. Яновича,
представлявшая собой переделанную лодку С.К.
Джевецкого 1880 г. Корпус удлинили с 5 до 7,5 м и
усилили двойными стенками. Образовавшееся
междубортное пространство использовали в
качестве топливных и балластных цистерн. Два
двигателя внутреннего сгорания могли работать
на бензине, керосине или спирте, что облегчало
эксплуатацию. Прочность корпуса испытали весьма
оригинальным способом, обстреляв лодку из
пулемета с расстояния 90 м. Корабль погружался,
оставляя на поверхности небольшую рубку, а в
случае необходимости, он мог нырнуть на 3-5 минут
на глубину до 8 м, продолжая движение под водой.
Переоборудование осуществлялось на заводе
Лесснера на средства Особого комитета по
усилению военного флота на добровольные
пожертвования.
Причем впервые в мире на лодке установлена труба
для подачи воздуха в полупогруженном состоянии.
Это - прообраз знаменитого "шнорхеля" времен
второй мировой войны. На лодке установили два
торпедных аппарата под русские торпеды и внутри
корпуса поместили пулемет. В случае
необходимости он быстро извлекался и
устанавливался на рубке. Позже боевую мощь лодки
еще усилили, установив 37-мм морское орудие. Все
обустройство обошлось в весьма скромную (по
сравнению со стоимостью любого другого корабля)
сумму - 12561 руб. 60 коп.
"Кета" сдала "приемные" экзамены
авторитетнейшей комиссии, в составе которой были
такие специалисты, как кораблестроитель с
мировым именем А.Н. Крылов, конструктор
"Дельфина" И.Г. Бубнов, создатель первого в
мире теплохода "Вандал" К.П. Боклевский и др.
В марте 1905 г. лодку зачислили в списки флота как
"катер малой видимости "Кета". 12 апреля 1905
г. "Кета" была отправлена в
Николаевск-на-Амуре. Несколько раз выходила в
море, боевых успехов не имела.
С.А. Яновичем предлагался еще один проект
полуподводной лодки, но он был отвергнут.

Полуподводная лодка лейтенанта С.А. Боткина
- полуподводная лодка лейтенанта С.А. Боткина
была построена на Балтийском заводе также на
средства вышеупомянутого Особого комитета. Эта
лодка в незаконченном виде была отправлена во
Владивосток в сентябре 1904 года. Названия не имела
и в списки флота не была зачислена.
Использовалась для перевозки провианта. В
некоторых источниках эта лодка называется
"Челим";

Подводный миноносец лейтенанта Е.В.
Колбасьева
- подводный миноносец лейтенанта Е.В.
Колбасьева, предназначавшийся первоначально для
обороны Кронштадта, затем отправленный для
проведения опытов в Севастополь. Водоизмещение
субмарины составляло 20 т, экипаж - 2 человека,
вооружение - 2 торпедных аппарата, скорость хода -
6 узлов, дальность плавания - 15 миль. Этот
"миноносец" мог погружаться под воду на 15
минут (по проекту), собирался из отдельных
независимых отсеков и должен был, кроме малой
заметности, отличаться непотопляемостью,
обеспечивавшейся заполнением части объема
пробковой массой, изобретенной Колбасьевым. В
разных вариантах проекта предусматривалось от 6
до 19 электродвигателей. В некоторых источниках
называется "Петр Кошка". Боевая ценность
"Петра Кошки", конечно, была невелика.
Все эти полуподводные лодки появились в
начальный период промышленного освоения
двигателей внутреннего сгорания для надводного
хода и электродвигателей для подводного хода и
не имели никакого практического и тем более
боевого значения. На пути создания подлинных
боевых подводных лодок это был шаг в сторону. |