"Щука"

Знак офицера-подводника, 1909 г.

ПЛ в России

Тип "Сом"

Заложена 10 мая 1904 г. на Невском заводе. Спущена на воду 15 октября 1904 г. Полная сборка всех механизмов завершена к апрелю 1905 г. Ходовые испытания проводились в Бьерке-Зунде. Приемный акт подписан 17 июня 1905 г. Командиром "Щуки" был назначен бывший водолазный офицер с броненосца "Георгий Победоносец" и известный в будущем подводник лейтенант Иван Иванович Ризнич.

26 июня лодка совершила самостоятельный переход из Бьерке-Зунда в Кронштадт. Это плавание дало возможность выявить недостатки лодки и принять меры к их устранению, как на "Щуке", так и на других строящихся подводных лодках этой серии. Как отмечается в воспоминаниях И.И. Ризнича, "затем лодка отправилась в Транзунд и была погружена с полуторным числом команды на 12 часов, причем через 12 часов были взяты анализы воздуха в лодке, и оказалось, что углекислоты в воздухе было 3,2%. Перед подъемом на поверхность был сделан опыт вентиляции лодки и этот опыт был настолько удачен, что когда люди вышли из лодки, то не ощущали разницы между наружным воздухом и воздухом внутри лодки".

После перехода в Петербург лодка была погружена на железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, где была окончательно собрана 4 ноября 1905 г. Вместе с другими лодками использовалась для несения дозора в районе островов Русский и Аскольд и разведки в бухтах. Использовалась лодка и для определения возможности и отработки плавания в зимнее время в подо льдом. 21 ноября 1907 г. лодка при сильном морозе погружалась и ходила подо льдом. Погружение производилось на чистой воде в полынье, подо льдом лодка ходила в положении под перископом, которым разрезала лед. В результате этих опытов было показано, что плавание в зимнее время и подо льдом возможно и получены некоторые рекомендации по подготовке лодки к такому плаванию.

В декабре 1914 г. подводную лодку "Щука" погрузили на железнодорожную платформу и вместе с командой отправили на Черноморский флот в Севастополь, куда она прибыла в первой половине января 1915 г. Через неделю лодка была готова к выходу в море. "Щука" совершила самостоятельный переход из Севастополя в Одессу, где несла дозорную службу на дальних подступах к порту. Боевую службу на подходах к Одессе лодка несла до июля 1915 г.

Затем "Щука" была вновь погружена на железнодорожную платформу и отправлена на Балтийский флот в Петроград. Из Петрограда "Щука" своим ходом перешла в Мариехамн. "Щука" использовалась для несения дозорной службы, совершила ряд выходов в южную часть Ботнического залива, где обычно дежурили по 3-4 подводные лодки. Со второй половины 1916 г. "Щука" использовалась в учебных целях. В ноябре-декабре 1917 г. "Щука" находилась без механизмов в капитальном ремонте в Ревеле. 24 февраля 1918 г. из-за невозможности вывода оставлена в Ревеле, где была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.

Тактико-технические элементы
Длина, м 19,8
Ширина, м 3,6
Осадка, м 2,9
Водоизмещение надводное/подводное, т 105 / 124
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х160 / 1х70
Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,5 / 6,0
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 500 / 30
Глубина погружения, м 30
Вооружение
37 мм артиллерийское орудие (установлено по прибытии на Балтику) 1
Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате 1