В 1903 году инженер С.К.
Джевецкий предложил построить подводную лодку
с "единым" двигателем для надводного и
подводного хода. В качестве единого двигателя
предполагались два четырехтактных бензиновых
двигателя фирмы "Панар и Левассор"
мощностью по 130 л.с. каждый, которые с помощью
зубчатых передач работали на гребной вал с
четырехлопастным винтом.
В надводном положении бензиномоторы работали
по обычной схеме - выхлопные газы через глушитель
и невозвратный клапан выбрасывались в атмосферу;
в подводном положении воздух, хранившийся в 45
воздухохранителях при давлении 200 атмосфер,
подавался в машинное отделение для обеспечения
работы бензиномоторов. Общий запас воздуха
составлял около 11 куб.м и должен был обеспечивать
работу бензиномоторов в течение 4-х часов.
Давление воздуха с 200 атмосфер до 18 снижалось в
редукционном клапане (детандере), после чего
воздух поступал в поршневой пневматический
двигатель, приводивший в действие газовый насос,
откачивавший выхлопные газы через надстройку,
служившую своеобразным глушителем, в отводную
трубу, расположенную под килем и имевшую большое
количество мелких отверстий. Выходя мелкими
струйками из многочисленных отверстий отводной
трубы, выхлопные газы (в основном углекислый газ)
должны были растворяться в воде.
В пневматическом двигателе давление воздуха
снижалось с 18 до 1,2 атм и при этом, безопасном для
личного состава давлении, воздух и поступал в
машинное отделение.
Гребных электродвигателей и аккумуляторной
батареи на этой лодке не было.
Для освещения внутренних помещений
использовалась динамо-машина, приводимая в
действие бензиномотором той же фирмы мощностью 5
л.с., такой же бензиномотор приводил в действие
рулевую машину.
Подводная лодка, предложенная С.К. Джевецким,
получила высокую оценку А.Н. Крылова, бывшего в то
время и.о. председателя Морского технического
комитета и была заказана "Компании
С.-Петербургский металлический завод" на
средства "Особого комитета по усилению
военного флота на добровольные
пожертвования".

Подводная лодка "Почтовый" перед
спуском на воду
Проект был разработан Металлическим заводом
под руководством Джевецкого и представлен на
утверждение в 1905 году. Строительство подводной
лодки "Почтовый" началось в 1906 году. 29 ноября
1906 года подводная лодка была переведена в
Кронштадт, где и начались ее предварительные
испытания. В течение 1907-1908 гг. заводом
устранялись замечания приемной комиссии и
выполнялись необходимые переделки, после чего 30
сентября 1908 года подводную лодку "Почтовый"
зачислили в списки судов флота, с марта
следующего года - в состав Отряда подводного
плавания. 4 июня 1909 года подводную лодку
"Почтовый" перечислили в Учебный отряд.
Несмотря на то, что эксплуатация подводной
лодки "Почтовый" подтвердила возможность
подводного плавания с двигателями внутреннего
сгорания, работающими в подводном положении,
подводная лодка этого типа так и осталась
единственной.
Не удалось достичь бесследности движения лодки
под водой - на легкой ряби были заметны пузырьки
отработавших газов, за лодкой тянулся на
протяжении 2-3 кабельтов масляный след. Мощность
газового насоса оказалась недостаточной для
откачки выхлопных газов от обоих бензиномоторов,
поэтому в подводном положении работал только
один левый мотор. Сложность и малая
конструктивная надежность механизмов требовала
исключительно высокой квалификации личного
состава, обслуживавшего лодку. Большие нарекания
вызывала большая шумность бензиномоторов; на
зарядку воздухохранителей требовалось от 2 до 3
дней.
По предложению начальника бригады подводных
лодок и начальника учебного отряда
контр-адмирала Левицкого подводная лодка
"Почтовый" в сентябре 1913 года была передана
Балтийскому заводу, на котором предполагалось
произвести опыты по использованию кислородного
двигателя, предложенного мичманом М. Никольским.
В октябре 1914 года подводная лодка "Почтовый"
использовалась вблизи Кронштадта с целью
определения воздействия на конструкции
подводных лодок подводных взрывов.
В сентябре 1924 года подводная лодка
"Почтовый" была разобрана на металлолом. |