"Осетр" (б. "Protector")

Знак офицера-подводника, 1909 г.

ПЛ в России

Тип "Осетр"

Подводная лодка "Protector" построена в США в Бриджпорте. Спущена на воду 1 ноября 1902 г. В декабре начались испытания под руководством С Лэка. В 1903 г. совершила шесть переходов протяженностью до 120 миль, погружалась на глубину до 15 м, производила учебные стрельбы торпедами.

В 1904 г. после проведения испытаний С. Лэк вновь предложил России приобрести уже готовую лодку.

Контракт на покупку лодки был заключен 24 мая 1904 г. "Protector" была погружена на зафрахтованный норвежский пароход "Фортуна" и отправлена в Россию 23 мая. В Кронштадт пароход с подводной лодкой "Protector" прибыл 13 июня 1904 г. 18 июня 1904 г. "Protector" зачислен в списки российского флота и переименован в "Осетр". После приведения в боевую готовность на Балтийском заводе 13 августа "Осетр" начал кампанию.

Приемочные испытания проводились в Бьерке-Зунде 25-28 сентября и закончились успешно. Комиссия пришла к выводу, что "Осетр" пригодна для прибрежной обороны. После окончания испытаний лодка возвратилась в Кронштадт, где экипаж прошел обучение под руководством С. Лэка. В 20-х числах октября началась подготовка для транспортировки лодки во Владивосток, что требовало больших демонтажных работ.

К 4 декабря лодка была погружена на специальный транспортер и отправлена по назначению, но из-за перегрева и даже возгорания букс, транспортировку пришлось отложить. Лодка вместе с транспортером была возвращена на Путиловский завод, где транспортер был переделан на большее число осей. "Осетр" была отправлена во Владивосток 15 марта 1905 г., куда прибыла 18 апреля. На воду спущена 12 мая 1905 г. До 8 июля на лодке выполнялись достроечные и ремонтные работы. С 24 по 25 июля проводились приемные испытания. В плавании под водой лодка начала тренироваться только со 2 августа 1905 г.

Подводная лодка ОСЕТР
Подводная лодка "Осетр" во Владивостоке

После ввода в строй использовалась для несения дозора у островов Русский и Аскольд и разведки в бухтах. После заключения мира с Японией в сентябре были продолжены мореходные испытания. 21 сентября лодка произвела первую стрельбу торпедами по учебной цели. Всего в 1905 г. "Осетр" прошла 200 миль в надводном положении и 8 миль - в подводном положении, погружаясь при этом 10 раз.

Эксплуатация подлодки "Осетр", как и других лодок этого типа, в последующие годы позволила сделать вывод о их малом боевом значении, об устарелости конструкции. Были предприняты меры по улучшению эксплуатационных качеств лодок этого типа - в июне 1910 г. заводу Нобеля были заказаны 12 дизелей мощностью по 120 л.с. взамен существовавших бензомоторов. Их предполагалось установить на лодки в 1912 г. Однако, 18 мая 1912 г. совещание офицеров постановило - после окончания кампании сдать "Осетр" к порту и использовать ее для усиления бокового заграждения. Учитывая отсутствие средств на капитальный ремонт, решением МГШ от 27 июля 1913 г. было предписано подводную лодку "Осетр" сдать к порту. 5 августа 1913 г. лодка исключена из списков флота и 10.03.1914 г. сдана в порт.

Тактико-технические элементы
Длина, м 20,6
Ширина, м 3,4
Осадка, м 3,7
Водоизмещение надводное/подводное, т 136 / 174,4
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х120 / 2х65
Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,0 / 4,0
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 250 / 17
Глубина погружения, м 30
Вооружение
Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 1 кормовой) 3
Запасные торпеды в носу 2

Ширина с ограждением рулей - 4,32 м.