"? 2"

Знак офицера-подводника, 1909 г.

ПЛ в России

Подводные лодки малого тоннажа

Заложена в апреле-мае 1912 г. на Невском заводе. Спущена на воду 21 августа 1914 г. Сдаточные испытания проводились на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже. Вступила в строй 23-29 сентября 1914 г. Командиром лодки был назначен лейтенант И.И. Ризнич. Лодка вошла в состав дивизиона особого назначения. В конце ноября 1914 г. железнодорожным транспортом была перевезена в Ревель, откуда перешла в Балтийский порт к месту базирования.

Лейтенант Ризнич на подлодке ? 2
Лейтенант И.И. Ризнич на подлодке ? 2

Летом 1915 г. было принято решение о перебазировании подлодки "? 2" на Белое море для защиты Архангельского порта. После непродолжительного ремонта лодка "? 2" во второй половине июня своим ходом перешла из Балтийского порта в Петроград, затратив на переход 25 часов. 9 июля подводная лодка "? 2" по железной дороге прибыла в Вологду, где была перегружена на баржу. 4 августа подводная лодка прибыла в Архангельск и была включена в состав обороны Архангельского порта. Базировались лодки на село Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы использовались пароход "Феодосий Черниговский", а затем "С. Витте". В сентябре-октябре 1915 г. было принято решение о перебазировании подлодок в Кольский залив. 11 октября подводная лодка "? 2", на буксире "С. Витте" вышла в Александровск. 15 октября 1915 г. после выхода из горла Белого моря и поворота к Мурманску разыгравшимся штормом в районе маяка Сосновец подводная лодка "? 2" была сорвана с буксира и потеряна.

Весной 1916 г. подводная лодка была обнаружена в лагуне Святоносской бухты, куда она была выброшена волнами. В начале мая 1916 г. к месту нахождения лодки прибыла команда, возглавляемая лейтенантом Шмидтом. Лодка лежала на левом борту с креном 30 градусов, вертикальный и горизонтальные рули были сорваны, тяги их погнуты, с левого борта отогнуты листы прочного корпуса длиной около 2-х метров, по правому борту много вмятин. Внутри лодки до крыши входного люка оказалась замерзшая сверху вода. В бухте оказалось много битого льда, затрудняющего доступ к лодке. Лодку пытались поднять в течение всего года, однако все попытки оказались безуспешными. В итоге морской министр наложил резолюцию - "лодку надо исключить из списков - не стоит тратить деньги".

Тактико-технические элементы
Длина, м 20,5
Ширина, м 2,3
Осадка, м 1,8
Водоизмещение надводное/подводное, т 33,1 / 43,6
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х50 / 1х35
Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,0 / 6,0
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 150 / 18
Глубина погружения, м 30

Вооружение

Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 2