"? 2"
|
ПЛ в России
Подводные лодки малого
тоннажа
|
Заложена в апреле-мае 1912 г. на
Невском заводе. Спущена на воду 21 августа 1914 г.
Сдаточные испытания проводились на Ладожском
озере, куда лодка была доставлена на барже.
Вступила в строй 23-29 сентября 1914 г. Командиром
лодки был назначен лейтенант И.И. Ризнич. Лодка
вошла в состав дивизиона особого назначения. В
конце ноября 1914 г. железнодорожным транспортом
была перевезена в Ревель, откуда перешла в
Балтийский порт к месту базирования.
Лейтенант И.И. Ризнич на подлодке ? 2
Летом 1915 г. было принято решение о
перебазировании подлодки "? 2" на Белое море
для защиты Архангельского порта. После
непродолжительного ремонта лодка "? 2" во
второй половине июня своим ходом перешла из
Балтийского порта в Петроград, затратив на
переход 25 часов. 9 июля подводная лодка "? 2"
по железной дороге прибыла в Вологду, где была
перегружена на баржу. 4 августа подводная лодка
прибыла в Архангельск и была включена в состав
обороны Архангельского порта. Базировались
лодки на село Взглавье в устье Северной Двины. В
качестве базы использовались пароход
"Феодосий Черниговский", а затем "С.
Витте". В сентябре-октябре 1915 г. было принято
решение о перебазировании подлодок в Кольский
залив. 11 октября подводная лодка "? 2", на
буксире "С. Витте" вышла в Александровск. 15
октября 1915 г. после выхода из горла Белого моря и
поворота к Мурманску разыгравшимся штормом в
районе маяка Сосновец подводная лодка "? 2"
была сорвана с буксира и потеряна.
Весной 1916 г. подводная лодка была обнаружена в
лагуне Святоносской бухты, куда она была
выброшена волнами. В начале мая 1916 г. к месту
нахождения лодки прибыла команда, возглавляемая
лейтенантом Шмидтом. Лодка лежала на левом борту
с креном 30 градусов, вертикальный и
горизонтальные рули были сорваны, тяги их
погнуты, с левого борта отогнуты листы прочного
корпуса длиной около 2-х метров, по правому борту
много вмятин. Внутри лодки до крыши входного люка
оказалась замерзшая сверху вода. В бухте
оказалось много битого льда, затрудняющего
доступ к лодке. Лодку пытались поднять в течение
всего года, однако все попытки оказались
безуспешными. В итоге морской министр наложил
резолюцию - "лодку надо исключить из списков -
не стоит тратить деньги". |
|
Тактико-технические
элементы |
|
Длина, м |
20,5 |
Ширина, м |
2,3 |
Осадка, м |
1,8 |
Водоизмещение надводное/подводное, т |
33,1 / 43,6 |
Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с. |
1х50 / 1х35 |
Скорость надводного/подводного хода,
узл. |
8,0 / 6,0 |
Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль |
150 / 18 |
Глубина погружения, м |
30 |
Вооружение |
Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах |
2 |
|
|