"Лосось"

Знак офицера-подводника, 1909 г.

ПЛ в России

Тип "Сом"

Заложена 10 мая 1904 г. на Невском заводе. Спуск на воду произведен в начале сентября 1905 г. Обучение команды проводилось под командованием известного в будущем подводника лейтенанта И. Ризнича.

15 сентября 1905 года ПЛ "Лосось" посетил Морской министр вице-адмирал А.А. Бирилев, а на следующий день ПЛ "Лосось" маневрировала перед Николаем II, наблюдавшим с борта парохода "Транзунд". Не обошлось без небольшого происшествия - лодка по вине командира навалилась на миноносец "Поражающий". В целом же показательное плавание оказалось успешным.

1 ноября ПЛ "Лосось" совместно с ПЛ "Белуга" и "Пескарь" своим ходом в сопровождении кораблей вышла из Кронштадта в Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия оказались тяжелейшими - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. Лодка успешно выдержала этот переход. После проведения сдаточных испытаний в мае 1906 г. лодка была принята в строй и зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания.

Осенью 1907 г. ПЛ "Лосось" по железной дороге была переброшена на Черное море, где вместе с ПЛ "Судак" образовала первый на Черном море полудивизион подводных лодок. В 1909 г. 24 августа во время учебного плавания в подводном положении в прочный корпус стала поступать забортная вода. Лодка погрузилась на глубину 24 м с большим дифферентом. Откачать поступающую воду и всплыть удалось только при усиленной работе всех насосов.

В 1912-1913 гг. лодка находилась в капитальном ремонте. В период первой мировой войны ПЛ "Лосось" находилась в составе действующего флота, использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву. Лодка находилась в дежурстве, в море выходила по особому приказанию начальника охраны рейдов, в том числе и для охраны эскадры при ее выходе или возвращении в Севастополь.

С февраля 1918 г. находилась в порту на хранении. 1 мая 1918 г. была захвачена германскими войсками, в ноябре 1918 г. - англо-французскими войсками, которые 22-24 апреля 1919 г. затопили ее в районе Севастополя. Летом 1932 г. во время тренировочных спусков водолазы ЭПРОНа обнаружили на глубине 57 м три подводные лодки - "Лосось", "Судак" и "Налим". Лодки были подняты. К тому времени они уже утратили свое боевое значение, ценности не представляли и подъем их был осуществлен с целью тренировки водолазов и испытаний новых типов мягких 40-тонных понтонов, поступивших на снабжение ЭПРОНа в 1931 г.

Тактико-технические элементы
Длина, м 19,8
Ширина, м 3,6
Осадка, м 2,9
Водоизмещение надводное/подводное, т 105 / 124
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х160 / 1х70
Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,5 / 6,0
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 500 / 30
Глубина погружения, м 30
Вооружение
37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) 1
Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате 1