Заложена 10 мая 1904 г. на Невском
заводе. Спуск на воду произведен в начале
сентября 1905 г. Обучение команды проводилось под
командованием известного в будущем подводника
лейтенанта И. Ризнича.
15 сентября 1905 года ПЛ "Лосось" посетил
Морской министр вице-адмирал А.А. Бирилев, а на
следующий день ПЛ "Лосось" маневрировала
перед Николаем II, наблюдавшим с борта парохода
"Транзунд". Не обошлось без небольшого
происшествия - лодка по вине командира
навалилась на миноносец "Поражающий". В
целом же показательное плавание оказалось
успешным.
1 ноября ПЛ "Лосось" совместно с ПЛ
"Белуга" и "Пескарь" своим ходом в
сопровождении кораблей вышла из Кронштадта в
Либаву для окончательной достройки и проведения
сдаточных испытаний. Условия оказались
тяжелейшими - сильный ветер до 7 баллов, высокая
крутая волна, низкая температура воздуха,
приводящая к образованию ледового покрова до 2,5
см. Лодка успешно выдержала этот переход. После
проведения сдаточных испытаний в мае 1906 г. лодка
была принята в строй и зачислена в состав
Учебного Отряда подводного плавания.
Осенью 1907 г. ПЛ "Лосось" по железной дороге
была переброшена на Черное море, где вместе с ПЛ
"Судак" образовала первый на Черном море
полудивизион подводных лодок. В 1909 г. 24 августа во
время учебного плавания в подводном положении в
прочный корпус стала поступать забортная вода.
Лодка погрузилась на глубину 24 м с большим
дифферентом. Откачать поступающую воду и всплыть
удалось только при усиленной работе всех
насосов.
В 1912-1913 гг. лодка находилась в капитальном
ремонте. В период первой мировой войны ПЛ
"Лосось" находилась в составе действующего
флота, использовалась для охраны смежного с
Севастополем водного района, базируясь на
Балаклаву. Лодка находилась в дежурстве, в море
выходила по особому приказанию начальника
охраны рейдов, в том числе и для охраны эскадры
при ее выходе или возвращении в Севастополь.
С февраля 1918 г. находилась в порту на хранении. 1
мая 1918 г. была захвачена германскими войсками, в
ноябре 1918 г. - англо-французскими войсками,
которые 22-24 апреля 1919 г. затопили ее в районе
Севастополя. Летом 1932 г. во время тренировочных
спусков водолазы ЭПРОНа обнаружили на глубине 57
м три подводные лодки - "Лосось", "Судак"
и "Налим". Лодки были подняты. К тому времени
они уже утратили свое боевое значение, ценности
не представляли и подъем их был осуществлен с
целью тренировки водолазов и испытаний новых
типов мягких 40-тонных понтонов, поступивших на
снабжение ЭПРОНа в 1931 г. |