"Кайман"
|
ПЛ в России
Тип "Кайман"
|
Заложена 16 сентября 1905 г. на
заводе Крейтона на Охте в Петербурге.
14.06.1907 г. лодке присвоено наименование
"Кайман".
Спущена на воду 28 ноября 1907 г.
30 августа 1908 г. перешла в Кронштадт, где начались
предварительные испытания механизмов. К концу
октября лодку перевели в Петербург к Новому
Адмиралтейству, где проводились работы по
достройке. Заводские испытания были продолжены в
Кронштадте, а затем с 30 октября в Бьерке-Зунде.
Учитывая множество выявившихся недостатков по
согласованию с фирмой С. Лэка 20 ноября 1909 г. лодка
была принята в казну для достройки под
наблюдением командира лодки. В зимний период
1909-1910 гг. на лодке проводились работы по
устранению выявившихся недоработок. Сдаточные
испытания начались в июне 1910 г. и проводились в
Кронштадте и Бьерке-Зунде. 29 октября лодка
перешла из Кронштадта в Ревель. Зимой 1910-1911 гг. в
Ревеле выполнялись работы по переделкам лодки,
вызванные определившейся на испытаниях
перегрузкой. После проведения дополнительных
испытаний, завершившихся 11.07.1912 г., "Кайман"
25.8.1911 г. зачислена в состав кораблей действующего
флота.
Использовалась для обучения личного состава
Учебного отряда подводного плавания. В 1911 году
совершила 49 погружений, прошла 228 миль в
подводном положении, пробыв под водой 38 часов. В
1912 году принимала участие в маневрах. В 1913 году
отрабатывала тактику позиционной службы.
Принимала участие в первой мировой войне,
совершая кратковременные выходы на боевые
позиции (в 1914 г. - 6 боевых выходов, в 1915 г. - 12). 15
июля и 10 августа 1915 г. принимала участие в атаках
на германские линейные крейсеры. В этих атаках
особенно проявились конструктивные недостатки
подводных лодок типа "Кайман" - потеря
плавучести из-за намокания деревянной
надстройки, обжатие деревянных конструкций при
погружении, малый вылет перископа (около 0,5 м) -
которые делали управление лодками при атаках
чрезвычайно трудным, лодки обнаруживались
противником до их выхода в атаку. Совершила 12
кратковременных боевых походов. 29 октября 1915 г.
захватила германский грузовой пароход
"Шталек" и сдала его для конвоирования
эсминцу "Ретивый". 9 октября 1916 г. "за
ветхостью" сдана в Ревельский порт, где 25
февраля 1918 г. захвачена германскими войсками.
Предположительно уведена в Германию, где
разрезана на металлолом. |
|
Тактико-технические
элементы |
|
Длина, м |
41 |
Ширина, м |
4,2 |
Осадка, м |
4,9 |
Водоизмещение надводное/подводное, т |
409 / 482 |
Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с. |
2х400 / 2х200 |
Скорость надводного/подводного хода,
узл. |
8,4 / 7,0 |
Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль |
700 / 22 |
Глубина погружения, м |
50 |
Вооружение |
47 мм артиллерийское орудие
(установлено в начале войны) |
1 |
Пулемет (установлен в начале войны) |
1 |
Торпеды в трубчатых торпедных
аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) |
4 |
Торпеды в наружных решетчатых
аппаратах Джевецкого |
2 |
|
|