"Карп"

Знак офицера-подводника, 1909 г.

ПЛ в России

Тип "Карп"

Заложена в мае-июне 1904 г. в Киле под заводским номером 109. Заводские испытания начались в августе 1905 г. и из-за отсутствия керосиномоторов надводного хода проводились только под электромоторами. Испытания выявили ряд существенных конструктивных недостатков, требующих большого объема достроечных работ на стапеле - увеличение объема топливных цистерн, усовершенствование системы погружения-всплытия, увеличение диаметра входного люка, доработка рулевого устройства и т.д.

Подводная лодка КАРП
Подводная лодка "Карп"

Работы по достройке велись вяло, так как фирма ожидала результатов испытаний подводной лодки ? 110, ("Карась"), на которой было решено установить первые поставленные керосиномоторы. В конце 1906 - начале 1907 гг. подлодка ? 109 получила наименование "Карп". Приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под председательством капитана 1 ранга М.Н. Беклемишева в период мая-июня 1907 г.

1 августа подводная лодка "Карп" была принята в казну при условии устранения за счет фирмы многочисленных (около 60) замечаний уже в России. В период с 16 по 23 августа проводились практические выходы для обучения личного состава подводной лодки "Карп" и старших специалистов подлодок "Карась" и "Камбала". 19 сентября 1907 г. граждане немецкого города Экенферда вручили подводной лодке "Карп" памятный шелковый флаг. В конце лета 1907 г. "Карп" совместно с подлодками "Карась" и "Камбала" своим ходом перешел из Киля в Либаву и вошел в состав Учебного отряда подводного плавания. 26 апреля 1908 г. "Карп" по железной дороге был отправлен в Севастополь.

Подводная лодка КАРП.

Использовалась на маневрах флота в 1908 г., что позволило выявить ряд дополнительных эксплуатационных недостатков - заливание водой рубки и попадание воды в аккумуляторное отделение, выплескивание кислоты из аккумуляторов на качке, попадание воды в керосиновую систему, приводившее к остановке керосиномоторов и т.д. Для устранения этих недостатков, а также для переделки одной из цистерн главного балласта, расположенной внутри прочного корпуса, в цистерну высокого давления для обеспечения ее продувания воздухом высокого давления и установки дополнительно 2-х торпедных аппаратов Джевецкого лодка была поставлена в ремонт. К началу 1-й мировой войны лодка находилась в строю, но представляла малую тактическую ценность. В декабре 1916 г. лодка была признана непригодной к дальнейшей службе и 19 февраля 1917 г. была исключена из состава Черноморского флота. 3 мая 1917 г. лодка была сдана в порт. В апреле 1919 г. англо-французские войска, покидая Севастополь, затопили "Карп". В 1925 г. лодка была обнаружена в Северной бухте Севастополя на глубине 17 м. 25 марта 1926 г. с целью очистки бухты "Карп" был поднят и сдан на металлолом.

Тактико-технические элементы
Длина, м 39,9
Ширина, м 3,14
Осадка, м 2,61
Водоизмещение надводное/подводное, т 205 / 236
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х200 / 2х200
Скорость надводного/подводного хода, узл. 10,0 / 8,5
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 825 / 27
Глубина погружения, м 30

Вооружение

Торпеда в носовом трубчатом аппарате 1
Запасные торпеды 2
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого (установлены в России в 1909 г.) 2