"Камбала"

Знак офицера-подводника, 1909 г.

ПЛ в России

Тип "Карп"

Заложена в мае-июне 1904 г. в Киле под ? 111. Спущена на воду в середине 1906 г. Приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под председательством капитана 1 ранга Беклемишева М.Н. в период мая-августа 1907 г. 8 сентября 1907 г. ПЛ "Камбала" была принята в казну при условии устранения выявленных на испытаниях замечаний за счет фирмы уже в России. 19 сентября 1907 г. граждане немецкого города Экенферда вручили ПЛ "Камбала" шелковый памятный флаг. 21 сентября 1907 г., возвращаясь из очередного пробного выхода, в Кильской бухте лодка столкнулась с немецким каботажным пароходом, в результате чего свернула носовую оконечность. В конце лета 1907 г. ПЛ "Камбала" своим ходом перешла в Либаву, где вошла в состав Учебного отряда подводного плавания.

22 апреля 1908 г. ПЛ "Камбала" отправили по железной дороге в Севастополь, ще она была зачислена в Учебный отряд подводного плавания Черноморского флота. Принимала участие в маневрах Черноморского флага летом 1908 г., отрабатывала тактику торпедных атак, в том числе и в ночное время. Во время одной из таких учебных атак в 1909 г. была протаранена броненосцем "Ростислав" и погибла. В докладе морскому министру по этому поводу сообщалось: "29 сего мая, 11 ч. 30 мин. ночи черноморский отряд, входя без огней в Севастополь, на створе Инкерманских маяков был атакован подводной лодкой "Камбала". Пройдя по левому борту флагманского корабля "Пантелеймон" контркурсом в полуподводном состоянии в расстоянии полукабельтова, лодка вдруг переложила право на борт и попала под таран корабля "Ростислав".

Помощник командира мичман Тучков, заведующий отрядом подводного плавания капитан 2 ранга Белкин, кондуктор Сальников и 17 нижних чинов погибли вместе с лодкой на 28-саженной глубине". Командир подводной лодки лейтенант Аквилонов, находившийся на мостике, был спасен. Возможными причинами гибели лодки были - необходимость подхода лодки как можно ближе к атакуемому кораблю, поскольку вероятность попадания одной торпедой с дальних дистанций была очень малой, и ошибочные действия командира при управлении лодкой.

В соответствии со статьей 886 Морского устава "при команде "право руля" корабль катится влево, при команде же "лево руля" - корабль катится вправо. Это правило вошло в устав с времен, когда для поворота корабля вправо румпель руля перекладывался на левый борт и наоборот. Следственная комиссия отмечала, что свидетели находившиеся на "Ростиславе", отчетливо слышали команду, данную командиром лодки - "право руля, полный ход". Аквилонов либо пытался проскочить перед носом "Ростислава", либо оговорился. Суд приговорил Аквилонова к 6 месяцам заключения в крепости.

Для обследования и проведения работ по подъему лодки сразу были привлечены штатные водолазы кораблей, не обладавшие достаточной подготовкой для работ на такой глубине. Обследование показало, что лодка сразу за боевой рубкой перерезана на две части, лежащие на глубине 58 метров на расстоянии 32 метров друг от друга. Было принято решение отбуксировать обе части на более мелкое место, для чего на них были заведены стропы.
Однако, после гибели одного водолаза от кессонной болезни, эти работы были прекращены до прибытия подготовленных специалистов из Кронштадтской водолазной школы, силами которых в 1909 г. и была поднята носовая часть ПЛ "Камбала". Кормовая часть осталась на грунте. Из списков судов флота ПЛ "Камбала" исключена 17.01.1911 г.

Тактико-технические элементы
Длина, м 39,9
Ширина, м 3,14
Осадка, м 2,61
Водоизмещение надводное/подводное, т 205 / 236
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х200 / 2х200
Скорость надводного/подводного хода, узл. 10,0 / 8,5
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 825 / 27
Глубина погружения, м 30

Вооружение

Торпеда в носовом трубчатом аппарате 1
Запасные торпеды 2
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого (установлены в России в 1909 г.) 2