Степан Карлович Джевецкий, один
из выдающихся изобретателей подводного
кораблестроения XIX века, родился в 1843 году в
богатой и знатной дворянской семье. Образование
получил в Париже в Центральном инженерном
училище. В 1877 году, плавая добровольцем-рядовым
на вооруженном пароходе "Веста", отличился в
бою с турецким броненосцем "Фехти-Булленд" и
был награжден за храбрость Георгиевским крестом.
Участвуя в русско-турецкой войне, пришел к
выводу, что наиболее эффективным средством
борьбы с боевыми надводными кораблями является
подводная лодка. Еще в 1876 году Джевецким был
разработан проект одноместной подводной лодки,
которая в 1877 году была построена на его
собственные средства Одесским заводом Бланшара.

Первая подводная лодка Джевецкого
Лодка, длиной несколько менее 5 метров,
приводилась в движение гребным винтом, вращение
которого осуществлялось ножным приводом, по типу
велосипедного. В лодке находился резервуар со
сжатым воздухом для дыхания, испорченный воздух
удалялся непрерывно маленьким насосом,
приводившимся в действие от вала гребного винта.
Для уравновешивания подводной лодки в
подводном положении использовались балластная
цистерна и цилиндр с поршнем. Перемещением
поршня либо принимали, либо вытесняли воду.
Голова человека, сидящего в лодке, находилась в
стеклянном колпаке. Два рукава с резиновыми
перчатками служили для прикрепления мины к
неприятельскому кораблю. Мина взрывалась с
помощью электрического провода после отхода
подводной лодки на достаточное расстояние.
Эта подводная лодка испытывалась в 1878 году в
течение 5 месяцев на Одесском рейде. 24 октября 1878
года Джевецкому удалось прикрепить мину к
плашкоуту, стоящему на якоре, и взорвать его. Во
время испытаний Джевецкий чуть не погиб, пытаясь
пройти под яхтой "Эреклик", т.к. глубина под
килем яхты была мала и подводная лодка не смогла
под ней пройти.
Комиссия, испытывавшая лодку, наряду с
положительными качествами отметила малую
скорость хода, непродолжительность пребывания
под водой и трудность удержания нужного
направления. В связи с окончанием
русско-турецкой войны подводную лодку
Джевецкого в боевых условиях использовать не
удалось.
Вторая подводная лодка Джевецкого была
построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в
1879 году.:
Испытывали лодку при погружении на глубину 7,5 м.
Обшивка была выполнена из листов толщиной 5 мм.
Эта подводная лодка вмещала 4-х человек, и имела
два гребных винта - один спереди и один сзади.
Винты были поворотные и использовались в
качестве рулей, передний винт поворачивался в
вертикальной плоскости, задний - в
горизонтальной. Изготовление шарниров рулей
было поручено мастерским Губэ во Франции, что
дало впоследствии повод Губэ предъявить
совершенно безосновательные претензии на
авторство в проекте самой подводной лодки.
Испытания этой подводной лодки были проведены на
Серебряном озере в Гатчине, отличавшемся особой
прозрачностью воды. На этих испытаниях, имевших
цель показать достоинства лодки Александру III,
Джевецкий сумел пройти под царской шлюпкой,
следившей за эволюциями лодки, и преподнес
императрице Марии Федоровне букет великолепных
орхидей со словами: "Это дань Нептуна Вашему
Величеству".
После этих испытаний последовал заказ на
изготовление 50 подводных лодок, предназначаемых
для обороны приморских крепостей по 3-му варианту
подводной лодки. Подводные лодки
3-го варианта немногим отличались от 2-го
варианта - они имели по одному кормовому гребному
винту, который поворачивался в плоскости руля;
для удержания глубины на подводном ходу
(удифферентования) был применен подвижный груз
на червячном валу, который можно было перемещать
по длине лодки.
Мины представляли собой 50-фунтовые
пироксилиновые заряды, хранившиеся в резиновых
мешках, надуваемых воздухом для придания им
положительной плавучести, которая обеспечивала
их примыкание к неприятельскому судну.
В 1881 году все 50 подводных лодок были построены и
распределены следующим образом: 16 подводных
лодок оставлены в Кронштадте, 32 направлены по
железной дороге в Одессу для распределения между
Черноморскими портами; из двух оставшихся одна
оставлена Джевецкому для дальнейших
усовершенствований, одна находилась в
распоряжении Инженерного ведомства и в 1904 году
по проекту лейтенанта Яновича была
переоборудована в полуподводную лодку с
бензиновым двигателем.
Четвертый вариант подводной лодки
Джевецкого
с электроаккумуляторами
Оставленная в распоряжении Джевецкого
подводная лодка была переоборудована по 4-му
варианту, с новым источником энергии -
аккумуляторной батареей и электродвигателем,
вращающим гребной винт. Именно эта подводная
лодка сохранилась до настоящего времени и
находится в качестве экспоната в Центральном
военно-морском музее в Санкт-Петербурге. К
сожалению, внутри она пуста - никаких механизмов
и устройств не сохранилось.

Экспонат ЦВММ
До 1891 года подводные лодки Джевецкого
находились в ведении Инженерного ведомства, 23
июля 1891 года они вместе с минами Лея и большими
минами Уайтхеда были переданы в Морское
ведомство, которое, произведя осмотр подводных
лодок, приняло следующее решение:
"В виду непригодности подводных лодок
Джевецкого для активной защиты портов при
современных условиях военных действий на море и
для избежания расходов Его Императорское
Высочество великий князь генерал-адмирал в 20-й
день сего июля соизволил испросить разрешение на
разломку означенных подводных лодок с
обращением в лом металлов...
...Три или четыре лодки оставить для портовых
надобностей, как-то осмотра подводной части
судов, гидротехнических сооружений, водолазных
работ и минных заграждений, а также для разных
опытов".
В соответствии с этим подводная лодка ? 35 была
оставлена в Либаве, 1 - у Джевецкого, две - для
водолазного класса.

Бакен
В 1893 году на Черном море 2 корпуса подводных
лодок Джевецкого использовали, соединив их
параллельно для изготовления плавучего бакена,
затем 3 таких же бакена изготовили в Кронштадте.
С началом русско-японской войны снова возникло
предложение об использовании подводных лодок
Джевецкого, но ни одной исправной лодки к этому
времени не сохранилось. Одна была приведена в
исправное состояние, опробована на ходу и
приспособлена к использованию мин Шварцкопфа, но
ввиду ее низких тактико-технических элементов -
быстрого уставания экипажа, рыскливости на ходу
и малой скорости - так и не была использована.
Сознавая недостатки своих подводных лодок,
Джевецкий обратился к идее создания "водобронного
миноносца" - низкосидящего полуподводного
судна с паровой машиной для надводного хода и
электромотором для возможности движения в почти
погруженном состоянии, когда на поверхности
оставалась только верхняя палуба и небольшая
часть надстройки, заполненная пробкой. Этот
проект не был осуществлен. Больший успех имело
другое изобретение Джевецкого - решетчатые
торпедные аппараты, нашедшие широкое применение
в русском флоте, принятое также и во Франции (с 1892
года и до смерти в 1938 году Джевецкий жил и работал
в Париже).
Под руководством С.К. Джевецкого был разработан
проект подводной лодки с "единым"
двигателем "Почтовый". |