ПЛ в России
|
Двадцатью годами позже К.А.
Шильдера, осуществляя мероприятия по обороне
Ревеля, ввиду ожидавшегося нападения
англо-французской эскадры, ту же идею активной
подводной мины-лодки начал разрабатывать
военный инженер-фортификатор капитан
лейб-гвардии саперного батальона Оттомар
(Константин) Борисович Герн. На средства
Военно-инженерного ведомства, ведавшего тогда
береговой обороной прибрежных крепостей, в 1854 г.
мастерскими ревельского порта по проекту Герна
был построен деревянный "подводный брандер"
с зарядом взрывчатого вещества в носовой части.
Зарядное отделение должно было прикрепляться к
днищу вражеского судна, после чего "брандер"
отходил на безопасное расстояние и взрывал мину
с помощью электрозапала. Движитель -
двухвитковый архимедов винт, гребной вал
приводился в действие с помощью маховика,
вращавшегося двумя матросами. "Брандер"
погружался с помощью приема водяного балласта,
над поверхностью моря оставался смотровой
колпак и вентиляционные трубы с поплавками,
удерживающими как сами трубы, так и весь
"брандер" на заданной глубине.
"Брандер" оказался плохо управляемым и
негерметичным и не нашел практического
применения.
Технические характеристики первой
подводной лодки О. Герна
Длина, м |
5 |
Ширина, м |
1 |
Высота, м |
2 |
Водоизмещение, т |
6 |
Глубина погружения, м |
2 |
Экипаж, чел. |
4 |
В 1855 году Герн разработал проект второй
подводной лодки уже с железным корпусом. По
своему устройству она была близка к первой
подводной лодке. Прямоугольного сечения в
середине, сужающаяся к оконечностям,
изготовленная из железных листов толщиной 3 мм
без внутреннего набора, подводная лодка должна
была вмещать 4-х человек. Зарядное отделение
повторяло конструкцию первой подводной лодки. В
качестве движителя применялся двухлопастной
гребной винт, приводимый в действие маховиком,
который вращали двое матросов. Лодка была
изготовлена Механическим и литейным заводом
братьев Фрикке в Санкт-Петербурге. Первые же
погружения показали, что лодка негерметична, на
глубине 2 м сквозь заклепочные швы лодка
заполнялась водой. Лодку, которой командовал
мичман П.П. Крузенштерн, пришлось отправить на
Адмиралтейский Ижорский завод, где в котельных
мастерских изготовили практически новый корпус.
В 1861 году состоялись повторные испытания,
закончившиеся неудачно - прикрепить пороховой
заряд к днищу судна-мишени оказалось
невозможным.
Водоизмещение этой лодки было около 8 т, длина - 5
м, ширина - 1,1 м.
В 1863 году Герном была спроектирована третья
подводная лодка, похожая по форме на первые две,
но с газовым (аммиачным) механическим двигателем,
предложенным военным химиком Петрашевским. Эта
лодка была больше по размерам и в 1864 году была
построена Ижорским заводом. Во время стендовых
испытаний двигателя выяснилось, что он
непригоден для практического применения, и
пришлось вернуться к применению мускульной силы.
Подводная лодка ? 3 также имела малую скорость
хода и также не обеспечила возможности
прикрепления мины к предназначенному для
подрыва судну.
До 1872 года подводные лодки Герна хранились в
Санкт-Петербургском порту, после чего были сданы
на слом. Удалось найти расчет паровой машины
мощностью 4,73 л. с. для 4-й подводной лодки Герна. В
этом расчете приводятся размеры подводной лодки:
- длина - 9,15 м (30 футов)
- ширина - 1,52 м (5 футов)
- высота - 1,83 м (6 футов)
Автор расчета подпоручик Чернявский
рекомендовал установить на подводной лодке две
паровых машины по 7,5 л. с. каждая. Документальных
данных о постройке и испытаниях 4-й подводной
лодки Герна обнаружить не удалось. |