Подводная лодка "Ерш"
была заказана заводу "Ноблесснер" в Ревеле.
В связи с опозданием завода "Ноблесснер" в
строительстве подводных лодок типа "Барс"
заказ на строительство этой подводной лодки был
передан Балтийскому заводу 24 ноября 1915 года.
Первоначально предназначалась для Сибирской
флотилии, но с началом войны была перечислена в
Балтийский флот.
Номинально заложена в Ревеле 4 июля 1914 года, но
фактически полностью строилась Балтийским
заводом. Одновременно с передачей строительства
ПЛ Балтийскому заводу было принято решение о
переоборудовании ПЛ "Ерш" в подводный
минный заградитель - в кормовой надстройке были
установлены минные коридоры для 42 мин
заграждения (по типу подводного заградителя
"Краб"). Спущена на воду в середине 1917 года,
вступила в строй 15 декабря 1917 года.
Подводная лодка "Ерш" не успела принять
участия в 1-й мировой войне. 7-16 апреля 1918 года в
тяжелой ледовой обстановке перешла из
Гельсингфорса в Кронштадт. С октября 1918 по 1919 гг.
находилась в порту на хранении. 11 октября 1919 года
переведена на Ладожское озеро, 22 июля 1921 года
возвращена в состав Морских сил Балтийского
моря. С 1 октября 1921 г. - ПЛ 9, с 31 декабря 1922 г. -
"Рабочий". Прошла капитальный ремонт в 1922 -
1924 гг. 22 мая 1931 года во время совместных учений с
ПЛ "? 4" ("Красноармеец", б.
"Леопард") в Финском заливе была протаранена
ограждением правых носовых горизонтальных рулей
ПЛ "? 4". В прочном корпусе появилась пробоина
величиной с ладонь. Старания команды заделать
пробоину не увенчались успехом и подводная лодка
затонула со всей командой. Несмотря на то, что
место затопления лодки было приблизительно
известно, ее удалось найти только в 1932 году. Лодка
лежала на глубине 84 метра без крена, с
дифферентом на корму.
Подъем "Ерша" производился в 1933 году
Балтийской экспедицией ЭПРОНа. В районе
затопления был илистый грунт, поэтому
представилась возможность завести подъемные
стропы под корпус лодки методом подрезки. В
основу проекта положили ступенчатый метод
подъема с величиной ступени около 12-15 метров.
Такая величина определялась высотой подъема
гака гиней спасательного судна "Коммуна"
(бывший "Волхов") от поверхности воды. В этом
случае исключался тяжелый водолазный труд по
закладке огонов подъемных стропов на гаки гиней,
поскольку эта работа выполнялась без водолазов
на уровне поверхности воды. Подъем "Ерша"
был осуществлен за 4 месяца и закончился 21 июля 1933
года. После подъема ПЛ "Ерш" была сдана на
слом. |