"Дракон"

Знак офицера-подводника, 1909 г.

ПЛ в России

Тип "Кайман"

Заложена в ноябре 1905 г. на заводе Крейтона на Охте в Петербурге. 14.06.1907 г. лодке присвоено наименование "Дракон". Спущена на воду 14 июня 1908 г. Из-за небрежности команды во время приема бензина 1 августа 1909 г. произошел взрыв, задержавший строительство лодки. Хотя лодка еще не могла погружаться полностью, в октябре 1910 г. лодка была принята в казну для достройки за счет фирмы СЛэка. Учитывая необходимость выполнения большого объема достроечных работ, а также работ по перерасчету плавучести и остойчивости всей серии лодок типа "Кайман", вызванных обнаруженной на испытаниях перегрузкой, ПЛ "Дракон" не была передислоцирована в Ревель, как остальные лодки серии, а оставлена на Балтийском заводе.
После окончания достроечных работ в июне-августе 1911 года были продолжены приемно-сдаточные испытания и лодка была окончательно принята в казну.

Использовалась для обучения личного состава учебного отряда подводного плавания, в 1911 году совершила 20 погружений, во время которых прошла 57 миль. Принимала участие в маневрах в 1912 г., в 1913 г. отрабатывала тактику позиционной службы. В 1914 г. совершила 6 боевых походов. 6 сентября 1914 г. германская эскадра во главе с крейсером "Блюхер", обнаружив надводные лодки "Дракон" и "Минога" покинула район, охраняемый подводными лодками; 12 октября того же года присутствие ПЛ "Дракон" заставило отступить другой германский крейсер (предположительно "Любек"). 14 мая 1915 г. ПЛ "Дракон" дважды неудачно атаковала крейсер "Тетис", 1 июля - крейсер "Бремен". Крейсер "Бремен" пытался таранить "Дракон", но лодка подводным маневрированием уклонилась от тарана. Уклонение затруднялось тем, что лодка теряла плавучесть и могла держать глубину только на полном ходу с дифферентом 4? на корму. 13 августа 1915 г. аналогичная история повторилась при попытке атаковать крейсер "Кольберг", который дважды проходил над подводной лодкой, находившейся на глубине 16,5 м.

ПЛ "Кайман" совершила 18 боевых походов, 37 суток находилась на переходах, 27 суток провела на боевых позициях. 9 октября 1916 г. приказом командующего флотом переведена в блокшив. В начале 1918 г. находилась в Ревеле, где 25 февраля захвачена германскими войсками. Предположительно уведена в Германию, где разрезана на металлолом.

Тактико-технические элементы
Длина, м 41
Ширина, м 4,2
Осадка, м 4,9
Водоизмещение надводное/подводное, т 409 / 482
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х400 / 2х200
Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,4 / 7,0
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 700 / 22
Глубина погружения, м 50
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) 1
37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) 1
Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 2