"АГ-21"

Знак офицера-подводника, 1909 г.

ПЛ в России

Тип "АГ"

Изготовлена в 1916 в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге в Николаев. Сборка секций начата 28 марта 1917 г. на стапелях отделения Балтийского завода в Николаеве и производилась под руководством американских инженеров. На воду спущена в 1917 г. В списки флота Черного моря зачислена 21 августа 1917 г. В строй вступила в 1918 г.

В декабре 1918 г. была захвачена англо-французскими войсками в Севастополе. 26 апреля 1919 г. при уходе из Крыма была потоплена ими на внешнем рейде Севастополя. В 1926 г. во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы обнаружили ПЛ "АГ-21". Она лежала на грунте на глубине 50 м с креном около 40 град. на правый борт и дифферентом 8 град. на корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем лодки было решено производить ступенчатым способом с использованием 400 - и 100-тонных понтонов. В кормовой части для протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель. Подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 г. Первая попытка, предпринятая 5 августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул из стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на поверхность с дифферентом 35 град. Нос лодки подвсплыл на 15 м, а корма едва касалась грунта. В таком положении лодку вместе с понтоном отбуксировали до глубины 35 м. Попытка произвести дальнейший подъем лодки окончилась неудачей. Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год.

Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 мая 1928 г. лодка была поднята на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки. 15.10.1928 г. было принято решение об укомплектовании ПЛ личным составом и о присвоении ей нового наименования - "Металлист". После проведения восстановительного ремонта 30 декабря 1930 г. лодка вновь вошла в строй. 8 июня 1931 г. лодка вновь затонула. Во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира лодки Бебешина, она была протаранена эсминцем "Фрунзе". В результате аварии спаслось всего 9 человек, остальной экипаж погиб. Через 2 дня лодка была поднята и после восстановительного ремонта 1 января 1932 г. вновь вошла в строй.

15 сентября 1934 г. ПЛ "Металлист" переименована в ПЛ "А-5". В 1936-1938 гг. ПЛ "А-5" находилась в капитальном ремонте. ПЛ "А-5" принимала активное участие в Великой Отечественной войне, совершила 12 боевых походов, потопила 4 транспортных и боевых корабля противника. 11 июня 1942 г. лодка "А-5", маневрируя в районе Одесской банки, обнаружила конвой противника в составе румынского транспорта "Ардеаль" (5695 брт), трех буксиров и двух самоходных морских паромов. С дистанции 3,5 кабельтова произвела выстрел торпедой по транспорту "Ардеаль". Торпеда попала в цель, транспорт отвернул с курса и выбросился на мель. Корабли охранения атаковали лодку глубинными бомбами. Близкими взрывами ее сильно подбросило, а затем ударило о грунт. Лодка легла на грунт на глубине 18 м и, исправив повреждения, ушла из опасного района. На третий день "А-5" опять была обнаружена катером-охотником и атакована, но командир искусно маневрируя, вывел лодку из-под удара. 25 июля в 11 час. лодка, находившаяся на боевой позиции в районе Одессы, подорвалась на якорной контактной мине. Вышли из строя вертикальный и кормовые горизонтальные рули, заклинило правую линию гребного вала, погасло освещение, в пятый отсек стала поступать вода. Лодка легла на грунт. В 22 ч. 38 мин. лодка всплыла и на левом электродвигателе отошла на несколько миль от места подрыва. Появившиеся самолеты противника заставили "А-5" погрузиться. Вечером 26 июля после всплытия воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин, надев легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина С.П. Поляков и старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка в это время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно рисковали жизнью ради спасения "А-5". Четверо суток экипаж во главе со своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную борьбу за живучесть лодки и победил. 29 июля лодка, которую считали уже погибшей, направилась в базу, куда пришла 4 августа.

14 апреля 1944 г., западнее мыса Херсонес, "А-5" потопила быстроходную десантную баржу противника, а 25 апреля атаковала две вражеские канонерские лодки. 11 мая "А-5" уничтожила самоходный паром с солдатами. 12 мая 1944 г. потопила транспорт "Дуростор-2" (1200 брт) и шхуну "Зеепферд".

6 марта 1945 г. ПЛ "А-5" награждена орденом Красного Знамени.

27 августа 1945 г. лодку разоружили, исключили из боевого состава флота и переоборудовали в ПЗС. В марте 1947 г. лодку сдали в ОФИ для разборки на металлолом.

Тактико-технические элементы
Длина, м 45,8
Ширина, м 4,81
Осадка, м 3,76
Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160
Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25
Глубина погружения, м 50
Вооружение
47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1
Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4
Запасные торпеды 4