ПЛ в России
Тип "АГ"
|
Изготовлена в 1916 в Ванкувере
(США). В разобранном виде доставлена на пароходе
во Владивосток, а затем по железной дороге в
Николаев. Сборка секций начата 28 марта 1917 г. на
стапелях отделения Балтийского завода в
Николаеве и производилась под руководством
американских инженеров. На воду спущена в 1917 г. В
списки флота Черного моря зачислена 21 августа 1917
г. В строй вступила в 1918 г.
В декабре 1918 г. была захвачена
англо-французскими войсками в Севастополе. 26
апреля 1919 г. при уходе из Крыма была потоплена ими
на внешнем рейде Севастополя. В 1926 г. во время
тренировочных спусков курсанты Водолазной школы
обнаружили ПЛ "АГ-21". Она лежала на грунте на
глубине 50 м с креном около 40 град. на правый борт и
дифферентом 8 град. на корму. Носовая часть до
торпедопогрузочного люка возвышалась над
грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем лодки
было решено производить ступенчатым способом с
использованием 400 - и 100-тонных понтонов. В
кормовой части для протаскивания подъемного
полотенца необходимо было промыть туннель.
Подготовительные работы были завершены к началу
августа 1927 г. Первая попытка, предпринятая 5
августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон
выскользнул из стропов. Вторая попытка была
предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на
поверхность с дифферентом 35 град. Нос лодки
подвсплыл на 15 м, а корма едва касалась грунта. В
таком положении лодку вместе с понтоном
отбуксировали до глубины 35 м. Попытка произвести
дальнейший подъем лодки окончилась неудачей.
Из-за начавшегося периода штормов работы по
подъему перенесли на следующий год.
Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 мая 1928 г.
лодка была поднята на поверхность и введена в
Севастопольскую бухту. Корпус лодки оказался в
лучшем состоянии по сравнению с однотипными
лодками, остававшимися в строю. Было принято
решение о восстановлении лодки. 15.10.1928 г. было
принято решение об укомплектовании ПЛ личным
составом и о присвоении ей нового наименования -
"Металлист". После проведения
восстановительного ремонта 30 декабря 1930 г. лодка
вновь вошла в строй. 8 июня 1931 г. лодка вновь
затонула. Во время учебных торпедных стрельб, в
результате неправильных действий командира
лодки Бебешина, она была протаранена эсминцем
"Фрунзе". В результате аварии спаслось всего
9 человек, остальной экипаж погиб. Через 2 дня
лодка была поднята и после восстановительного
ремонта 1 января 1932 г. вновь вошла в строй.
15 сентября 1934 г. ПЛ "Металлист"
переименована в ПЛ "А-5". В 1936-1938 гг. ПЛ
"А-5" находилась в капитальном ремонте. ПЛ
"А-5" принимала активное участие в Великой
Отечественной войне, совершила 12 боевых походов,
потопила 4 транспортных и боевых корабля
противника. 11 июня 1942 г. лодка "А-5",
маневрируя в районе Одесской банки, обнаружила
конвой противника в составе румынского
транспорта "Ардеаль" (5695 брт), трех буксиров
и двух самоходных морских паромов. С дистанции 3,5
кабельтова произвела выстрел торпедой по
транспорту "Ардеаль". Торпеда попала в цель,
транспорт отвернул с курса и выбросился на мель.
Корабли охранения атаковали лодку глубинными
бомбами. Близкими взрывами ее сильно подбросило,
а затем ударило о грунт. Лодка легла на грунт на
глубине 18 м и, исправив повреждения, ушла из
опасного района. На третий день "А-5" опять
была обнаружена катером-охотником и атакована,
но командир искусно маневрируя, вывел лодку
из-под удара. 25 июля в 11 час. лодка, находившаяся
на боевой позиции в районе Одессы, подорвалась на
якорной контактной мине. Вышли из строя
вертикальный и кормовые горизонтальные рули,
заклинило правую линию гребного вала, погасло
освещение, в пятый отсек стала поступать вода.
Лодка легла на грунт. В 22 ч. 38 мин. лодка всплыла и
на левом электродвигателе отошла на несколько
миль от места подрыва. Появившиеся самолеты
противника заставили "А-5" погрузиться.
Вечером 26 июля после всплытия воентехник 2 ранга
В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин, надев
легководолазные костюмы, осмотрели корму. После
этого главный старшина С.П. Поляков и старшина 1-й
статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал.
Лодка в это время находилась в готовности к
срочному погружению. Моряки добровольно
рисковали жизнью ради спасения "А-5". Четверо
суток экипаж во главе со своим командиром
старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную
борьбу за живучесть лодки и победил. 29 июля лодка,
которую считали уже погибшей, направилась в базу,
куда пришла 4 августа.
14 апреля 1944 г., западнее мыса Херсонес, "А-5"
потопила быстроходную десантную баржу
противника, а 25 апреля атаковала две вражеские
канонерские лодки. 11 мая "А-5" уничтожила
самоходный паром с солдатами. 12 мая 1944 г. потопила
транспорт "Дуростор-2" (1200 брт) и шхуну
"Зеепферд".
6 марта 1945 г. ПЛ "А-5" награждена орденом
Красного Знамени.
27 августа 1945 г. лодку разоружили, исключили из
боевого состава флота и переоборудовали в ПЗС. В
марте 1947 г. лодку сдали в ОФИ для разборки на
металлолом. |
|
Длина, м |
45,8 |
Ширина, м |
4,81 |
Осадка, м |
3,76 |
Водоизмещение надводное/подводное, т |
355,7 / 467,0 |
Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с. |
2х240 / 2х160 |
Скорость надводного/подводного хода,
узл. |
13 / 10,5 |
Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль |
1750 / 25 |
Глубина погружения, м |
50 |
Вооружение |
47 мм артиллерийское орудие
(устанавливалось в России) |
1 |
Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах |
4 |
Запасные торпеды |
4 |
|